В современном мире территориальный брендинг и региональная идентичность создают возможность для человека осознать собственную значимость, ощутить свою принадлежность малой и большой Родине. Бренд территории — это комплексное понятие, которое включает в себя множество аспектов, таких как история, культура, природные и экономические ресурсы, инфраструктура. Территориальный брендинг — это процесс создания уникального имиджа территории, который позволяет привлечь внимание и интерес со стороны различных групп целевой аудитории [2]. Со стороны внутренних возможностей территории, успешный бренд способен решить ряд проблем и значительно улучшить качество жизни населения. Со стороны внешних возможностей, бренд территории влияет на привлечение внешних инвестиций, формирование партнерских отношений, наращивание хозяйственного потенциала, укрепление конкурентных преимуществ.
Платок «Город До»
Согласимся с утверждением исследователя Э.Д. Петриченко «брендинг городов также становится все более популярным в России. Он создает основу для гордости и самоопределения жителей» [1]. Действительно, благополучие бренда города непосредственно воздействует на обеспечение устойчивого и благоприятного имиджа места, мобилизации внешних инвестиций, интеграционных связей и трансляции региональных достижений и инициатив.
Культура имеет одно из приоритетных положений в брендинге места среди решения таких задач как повышение туристической, инвестиционной привлекательности, конкурентности среди городов, регионов и даже стран. После 2022 г. значимость культурного брендинга в нашей стране значительно возросла, актуализировалась ценностная, смысловая самобытность территорий. В свою очередь, брендирование территорий в его взаимосвязи с культурой — эффективный инструмент актуализации историко-культурного наследия России.
Культурный брендинг территорий — одна из ключевых программ екатеринбургского дизайнерского бюро по производству платков «Русские в моде», основанного в 2014 г. дизайнером, популяризатором российской культуры Ниной Ручкиной. Название бренда следует понимать не только буквально, но и в значении указания на глобальную популярность Русского мира.
Ключевая философия дизайн-бюро и бренда аксессуаров «Русские в моде» связана с изучением и популяризацией культурного наследия России. Изделия марки вбирают в себя базу всероссийских традиционных узоров и орнаментов, народных промыслов, ремесел, ручных техник; воплощают шедевры искусства и актуальные образы нашей страны. Флагманский продукт компании – платок – элемент традиционного женского костюма, который присутствует во всех культурах Российской Федерации.
Платок «Дымковская игрушка»
Творческий коллектив «Русские в моде» (искусствоведы, региональные эксперты, художники) во главе с руководителем Ниной Ручкиной воплощают в дизайне платков и сувенирных аксессуаров характерные культурные коды субъектов РФ. Этому предшествует проектное исследование историко-культурной специфики региона, выявление ее уникальности, востребованности и разработка изобразительного паттерна. Бренд «Русские в моде», чей слоган «Красота объединяет мир», уже стал амбассадором многих российских региональных культур от Кавказа до Дальнего Востока.
Наряду с региональной территориально-имиджевой программой, деятельность предприятия Нины Ручкиной нацелена на развитие культурной дипломатии. Дизайнер принимала участие в Гражданском форуме БРИКС (2024), в делегации Правительства Свердловской области в ОАЭ (2024), является лауреатом международной премии им. Махатмы Ганди за продвижение культуры России на международном уровне (2019). В дизайне аксессуаров бренд «Русские в моде» охватывает партнерские для России направления – ОАЭ, страны Латинской Америки, межгосударственный альянс БРИКС [3].
Таким образом, культурный брендинг регионов и России является практическими и исследовательскими приоритетными задачами компании Нины Ручкиной. Актуальность проекта «Культурный брендинг территорий» от «Русские в моде» соотносится и обусловлена параграфами Указа Президента РФ от 9.11.2022 г. номер 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указа Президента РФ от 07.05.2024 г. номер 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Отметим, что важным контрапунктом, свидетельством общественной значимости работы и особой гордостью для предприятия стала передача в День России 2024 г. в Большом Кремлевском дворце президенту РФ В.В. Путину экземпляра платка «Катюша», созданного «Русские в моде» совместно с Комитетом Семей Воинов Отечества [4].
Платок «Катюша»
Первые территориально-имиджевые коллекции платков «Русские в моде» были посвящены уральскому региону – родине бренда и дизайнера Нины Ручкиной. К ранним работам относятся платки «Каменный цветок» и «Малахитовая шкатулка», о создании которых в 2015 г. дизайнер вспоминает: «Восхищение культурой Урала, моя любовь к родному краю стали вдохновляющим мотивами создания платков».
Так, платок «Каменный цветок» раскрывает сокровищницу садов Хозяйки Медной горы, издревле воплощающей на Урале неисчерпаемый источник вдохновения. Заглавный образ платка навеян сказом о Каменном Цветке – символе творческого поиска и совершенства. Произведение относится к сборнику «Малахитовая шкатулка» регионального классика, уральского «гения места», писателя П.П. Бажова (1879-1950), который на основе фольклора создал вневременной эпос об Урале. По мотивам сказов, в дизайне платка мозаика цветка Хозяйки содержит уральские самоцветные кристаллы аметиста и медного изумруда, по преданию наделенного исключительной магической силой. Цветок предстает в обрамлении каймы узорчатого малахита – символа Хозяйки горы и Урала в целом.
Платок «Каменный Цветок»
Позже «Уральская коллекция» платков «Русские в моде» пополнилась полотнами «Тагильский поднос», «Я горожанка», «Уральский хребет», «Златоустовская гравюра» и другими. В 2024 г. за вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия Уральского Федерального округа дизайнером Ниной Ручкиной получена благодарность от С.Н. Учайкиной, министра культуры Свердловской области.
Важным этапом для «Русские в моде» стало творческое сотрудничество со Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Платок «Белокаменное зодчество» посвящен одному из шедевров храмовой белокаменной архитектуры Владимирской области – собору Рождества Пресвятой Богородицы. Великолепный пятиглавый храм воздвигнут в начале XIII века как главное сооружение Суздальского кремля. Он является жемчужиной русского и мирового искусства, настоящим украшением «Золотого кольца» России. Платок «Белокаменное зодчество» от бренда «Русские в моде» торжественно-строго воплощает значимую часть сакральных пространства и геометрии, относящихся к русской национальной духовной культуре.
В творческой деятельности «Русские в моде», направленной на культурный брендинг территорий, находит отражение крайне актуальная повестка. Сравнительно недавно Россия вновь обрела важные, исторически принадлежавшие ей территории (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области). В проекте «Русские в моде» задействован процесс интеграции названных регионов в общероссийское культурное пространство, укрепления локального имиджа в составе Российской Федерации. Так, совместно с поэтом Донбасса, членом Общественной Палаты РФ Анной Ревякиной была создана Донбасская коллекция. Пронзительные произведения Анны посвящены вечным ценностям, красоте сильного духом человека и малой Родине – городу Донецку. Результатами совмещений двух художественных линий – изобразительной и литературной – стали дизайны аксессуаров «Донецкая весна», выпущенные под брендом «Русские в моде». Донецк уже стал олицетворением вечной весны для каждого россиянина, каждого человека, ставящего выше всего правду и свободу. Эти ценности легли в основу дизайна серии «Донецкая весна», открывая галерею смыслов о любви и возрождении. Город предстаёт в образе весны и вечной юности, воплощением труда и красоты, объединяя главные символы Донецка – знаменитые розы и балет.
Платок «Донецкая весна»
Завершая краткий обзор территориально-имиджевых изделий «Русские в моде» отметим, что на сегодняшний день их охват составляет 25 субъектов Российской Федерации, включая различные населенные пункты в их составе. Платки «Русские в моде» с изображениями объектов духовной и материальной культуры территорий России входят в собрания столичных и региональных музеев. Это Владимиро-Суздальский музей-заповедник (платки «Белокаменное зодчество», «Птица дивная»), Музей Дымковской игрушки в г. Киров (платок «Дымковская игрушка»), Музеи Кремля («Москва Кремль Фаберже», «Собор Василия Блаженного»), Музей Фаберже в Санкт-Петербурге (платки «Яйцо Фаберже ландыши», «Яйцо-часы петушок»), Царское село в г. Пушкин (платок «Янтарная комната»), Дом-музей П.П. Бажова в г. Екатеринбурге (платки «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»), Музей-заповедник Херсонес Таврический в г. Севастополе (платок «Грезы о Византии», «Херсонес»), Ишимский музейный комплекс им. П. П. Ершова (платок «Конёк-горбунок»), Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова (платки «Амурские тигры», «Легенды народов Амура») и другие. Изделия «Русские в моде» экспонировались на многих отечественных выставочных площадках и за рубежом, продвигая образ России как хранительницы традиционных ценностей.
К результатам деятельности «Русские в моде» в направлении культурного брендинга территорий правомерно отнести:
1.Укрепление национальных ценностей российской культуры.
Проект «Русские в моде» демонстрирует в дизайнах изделий совокупность разнообразия субъектов Российской Федерации как единой культуры многонационального народа России.
2.Сохранение и передача культурной памяти регионов.
Ознакомление с богатым достоянием субъектов Российской Федерации способствует формированию, закреплению у целевых группам потребителей изделий «Русские в моде» узнаваемого и характерного образа территорий, а также преодолению региональной разобщенности. Платки «Русские в моде» делают объекты культурного наследия более доступными для целевых групп среди населения и туристов.
3.Культурно-просветительская значимость.
Платки «Русские в моде» имеют прикладное назначение – это женский аксессуар или выставочный экспонат, но также памятный подарок, музейный и туристический сувенир, часть интерьерного пространства, наглядный материал для патриотического занятия.
Становясь частью повседневности, платки «Русские в моде» служат проводником традиционных ценностей и ориентиров, способом выражения значимых идеалов.
Проект «Культурный брендинг территорий» дизайнерского бюро «Русские в моде» освещает темы российского достояния и народного единства, способствуя усилению в целевых группах значимости национальных традиций, благоприятного имиджа территорий, гордости великой Россией.
Литература
-
Петриченко Э. Д. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДИНГА С ОПОРОЙ НА ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ // Вестник науки. 2024. №3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-territorialnogo-brendinga-s-oporoy-na-internet-istochniki (дата обращения: 21.01.2025).
-
Романишина Т. С. Некоторые аспекты брендинга территорий в целях комплексного развития туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-brendinga-territritoriy-v-tselyah-kompleksnogo-razvitiya-turizma (дата обращения: 22.02.2025).
-
Сенокосова А.Н. / Синтез традиций и современных тенденций в интернациональном дизайне платков художника Нины Ручкиной // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса (г. Москва, 4 апреля 2024 г.). Том 2. – Москва: Издательство Инфинити, 2024. – 107-110 сс.
-
Владимиру Путину подарили платок «Катюша» от уральского дизайнера Нины Ручкиной. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6762758 (дата обращения: 21.01.2025).