Анастасия Астраханцева
Искусствовед
Русский кокошник – один из наиболее узнаваемых символов русской культуры, воплощающий в себе красоту, женственность и связь с историческим наследием. Этот традиционный головной убор, имеющий многовековую историю, до сих пор сохраняет актуальность.
История
Начало истории кокошника уходит в глубокую древность, ко временам, когда славянские племена только формировали свои культурные традиции. В период расцвета Древнерусского государства началось формирование классических форм кокошника. В этот период наблюдается усложнение конструкции головных уборов, отражающее рост благосостояния общества и развитие ремесел.
Русские традиционные женские головные уборы
Традиционные женские головные уборы в русском народном костюме состояли, как правило, из нескольких частей. Кичка – часть головного убора на твёрдой основе. Они были рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала. Сорока – так называлась верхняя часть головного убора. Она изготавливалась из ткани и натягивалась на кичку.
Традиционный костюм Архангельской губернии, фото из собрания Российского Этнографического Музея
В допетровской Руси кокошник был обязательным атрибутом женского костюма замужней женщины. Он являлся символом статуса, семейного положения и принадлежности к определенной социальной группе.
Маковский К. Е. Боярышня у окна. 1890-е гг
В период правления Петра I, с введением европейской моды, кокошник постепенно утратил свою повседневную значимость. Мода на кокошники вернулась при Екатериной Великой. Далее, во время Отечественной войны 1812 года, в обществе усилился интерес ко всему русскому. С этого момента кокошник окончательно закрепился в образе России – роскошный, украшенный драгоценностями, он одновременно говорил и о патриотизме, и о женской красоте.
Триумф кокошника в ХХ в.
В 1903 году, в ознаменование 290-й годовщины правления династии Романовых, в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал-маскарад, известный как «Русский бал». Все участники были облачены в наряды, стилизованные под XVII век. Благодаря впечатляющим фотографиям мероприятия, европейская публика получила возможность ближе познакомиться с русским национальным костюмом.
В 1911 г. на фабрике карточных игр фирмы «Дондорф» (Франкфурт-на-Майне) были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.
Важным этапом популяризации русского стиля стали костюмы «Русских сезонов» - балетных постановок Сергея Дягилева, имевших оглушительный фурор в Европе в 1910-1920 гг.
В балетах «Русских сезонов» художники великолепно воплощали на сцене традиционные элементы русского костюма. Изображения быта и традиций русских людей, таких как призыв весны, ярмарка или сюжеты из русских сказок, становились основой для сценических образов.
Тамара Карсавина в костюме по эскизу Натальи Гончаровой
Синтез различных культурных традиций, которые были продемонстрированы на сцене балетов Дягилева, где русские элементы объединялись с восточной экзотикой и мифологическими образами, положил начало мирового модного стиля, который демонстрировал, одежду и аксессуары «на русский манер» (от фр. à la russe).
После «Русских сезонов» в мире моды буквально произошла революция, сделавшая в Европе самым модным все русское
Балерина «Русских сезонов» Анна Павлова в кокошнике
Тренд «а-ля рус» поразил Западную Европу. В 20-е и 30-е годы в арсенал модниц всего мира вновь входит такая деталь русского костюма, как кокошник.
Кокошники во всех возможных вариантах становятся аксессуаром №1
Глория Свенсон, одна из звезд Голливуда и Джетта Гудал, американская актриса, популярная в эпоху немого кино
Гертруда Лоуренс, 1926 г.
Кэрол Ломбард
Грета Гарбо
Кокошник в наши дни
Индустрия моды более ста лет черпает вдохновение в русских мотивах, а кокошники давно занимают важное место в дизайнерских коллекциях. В XXI веке кокошники вошли в модные показы, а затем – в повседневную жизнь. Девушки начали носить ободки в стиле кокошника, сочетая их с деловыми костюмами, джинсами, платьями.
В 2008 г. модельер Карл Лагерфельд представил коллекцию «Париж-Москва», созданную для Chanel. Восхищаясь русскими кокошниками, он создал свой вариант на тему знаменитого аксессуара.
Коллекция «Париж-Москва» Карла Лагерфельда. 2009 г.
В 2009 г. Дом Кензо выпустил свою знаменитую "русскую коллекцию", созданную по мотивам русских костюмов.
Коллекция Дома Кензо, 2009 г.
В 2013 г. Модный Дом Нины Ручкиной выпускает серию стилизованных кокошников, созданных по мотивам уральских сказов.
Коллекция «Каменный цветок». Дизайнер Нина Ручкина. 2013 г.
В 2016 г. российский дизайнер головных уборов Константин Гайдая, презентовал коллекцию по мотивам русского стиля.
Коллекция Константина Гайдая. 2016 г.
Сегодня кокошник — прекрасный аксессуар и многогранный символ, отражающий богатую культуру России. Модный Дом Нины Ручкиной под брендом «Русские в моде» выпускает кокошники-ободки, которые как нельзя лучше сочетаются абсолютно со всеми стилями и направлениями современной моды. Более того, кокошник — это один из основных трендов.
Кокошник «Русский полевой букет»
Кокошник «Русский полевой букет»
Кокошники «Русские в моде» создаются по дизайну платков бренда и могут сочетаться в комплекте с ними или носится самостоятельно. Важным при выборе цвета станет колорит ансамбля или Ваш цветотип.
Кокошник «Царевна-Лебедь»
Универсальность кокошника позволяет интегрировать его во все стилистические направления, он буквально подойдет ко всему. Кокошник бренда «Русские в моде» выгодно подчеркнет Вашу красоту и непременно станет любимейшим украшением.
Кокошник «Русское золотное шитье»
Платок «Русское золотное шитье»
Кокошник «Яйцо Фаберже Ландыши»
Платок «Яйцо Фаберже Ландыши»
Кокошник «Городецкая роспись»
2 октября 2025 г. на дискуссионной площадке «Валдай» президент России Владимир Путин говорил о кокошнике. Он отметил, что российские девушки все чаще надевают этот головной убор. Для российского лидера это стало символом того, что русские традиции не уходят в прошлое, а возвращаются в жизнь.