Анастасия Астраханцева
Искусствовед, специалист по культурному брендингу
В творчестве дизайнера, художника, основателя бренда «Русские в моде» Нины Ручкиной платок занимает ключевое место. Анализируя коллекции платков дизайнера, созданные ею за последние 10 лет, можно отметить, что большая часть из них посвящена творческому переосмыслению национальных и региональных культурных кодов. На полотнах платков Нины Ручкиной по-новому, через призму современности раскрываются исторически сложившиеся изобразительные традиции декоративно-прикладного искусства нашей страны.
Платок «Каменный цветок»
Особенностью художественного подхода автора является сочетание уточненной линии, стилизованных аутентичных узоров с самобытной интерпретацией традиционных сюжетов и образов. География стилистики платков Нины Ручкиной, посвященных России, обширна: от южных республик до северных регионов, на уровне орнаментики – от арабесок до узоров резьбы по кости (платки «Златоустовская гравюра», «Русское золотное шитьё», «Кавказский скакун», «Сады Востока», «Белое море» и другие).
Платок «Мезенская роспись»
Полотна включают образы современной России как хранительницы традиций.
Платок «МГУ»
Отдельно рассмотрим платки дизайнера интернациональной тематики. Так, в 2021 г. Нина Ручкина, для творчества которой идея многополярности мира является одной из ключевых, создала первый платок, посвященный союзу БРИКС. Содружество БРИКС представляет собой межгосударственное неформальное объединение наиболее динамично развивающихся крупных государств. Аббревиатура БРИКС сформирована из первых букв названий на английском языке стран-членов: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка. Доктор политических наук М.В. Ларионова указывает: «за первые 15 лет сотрудничества БРИКС […]. создал почти 60 внутригрупповых институтов и разветвленную сеть взаимодействия между людьми, включая диалоги деловых кругов, экспертных центров и академического сообщества, профсоюзов, парламентариев, молодежи, гражданского общества и Женского делового альянса» [1].
Платок «БРИКС»
Именно Женский деловой альянс стал вдохновляющей нотой для создания Ниной Ручкиной платка, образно-символичного иллюстрирующую идею равноправия, заявленного содружеством БРИКС. Кроме того, платок во многих культурах мира издревле являлся главным атрибутом, прежде всего, женщин.
Платок «БРИКС»
Согласимся с исследователями О.К. Лось и Е.Н. Курочкиной: «наиболее ярким проявлением стремления к национальной самоидентификации является интерес к национальному костюму» [2]. Потому неслучайно на полотне платка страны-участницы изображены в женских обличиях и в стилизованных национальных костюмах. В центр композиции помещена Индия, которая в год создания платка являлась председательствующей стороной содружества. В боковых регистрах полотна – Россия, Китай, Бразилия и Южная Африка. Одной из отличительных особенностей платка является обобщающая художественная стилистика русского модерна, выраженная в рисунке и цветовой гамме. В то же время каждая страна имеет свой неповторимый облик, переданный через узнаваемые традиционные символы, раскрывающиеся через семантику цвета, орнамент, головные уборы, украшения и атрибуты.
Платок «БРИКС»
Актуальное состояние содружества БРИКС нашло воплощение в следующем платке Н. Ручкиной, созданном в 2023 г. Платок посвящен одному из главных событий 2024 г. – российскому председательству в объединении БРИКС.
Платок «БРИКС 2024»
Отметим, в настоящее время (на период 2024 г.) в объединение входят 10 государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Эфиопия.
Впервые дизайн платка «БРИКС 2024» был представлен автором Ниной Ручкиной в марте этого года на ярмарке современного искусства и международном форуме «Арт Россия» (Art Russia) в Москве, где был хорошо принят публикой и оценен критикой. Яркие и самобытные женские образы, как и в первом платке, облаченные в стилизованные традиционные костюмы, словно в хороводе помещены в круг – символ дружбы и равноправия.
Платок «БРИКС 2024»
Кропотливая работа авторского коллектива над созданием эскизов для каждого наряда продолжалась около года. В результате детального изучения особенностей повседневного и праздничного национального костюма стран БРИКС, Нина Ручкина воплотила на полотне уникальный облик каждой из них – это узнаваемый характер традиционных кроя, виды орнамента и другие этнические особенности. Автор использует более глубинный подход, нежели только работа с костюмом, раскрывая женскую красоту через характерный типаж каждой девушки в современном представлении.
Платок «БРИКС 2024»
Наконец, упомянем декоративную роль платка как аксессуара с разнообразными вариантами применений платков Нины Ручкиной. Особенности построения цветочного и геометрического орнамента ее изделий, разнообразие композиционных схем, своеобразие художественного обобщения мотивов позволяют варьировать в костюме использование любого из платков: в качестве шейного аксессуара или классической косынки, в повседневной жизни и для особых поводов.
Платок «БРИКС 2024»
В заключении отметим, что изделия Нины Ручкиной с одной стороны являются самобытными произведениями декоративно-прикладного искусства, с другой – представляют собой уникальную базу традиционных орнаментов, узоров, образов, собранных и художественно переосмысленных дизайнером.
Все перечисленное является безусловным вкладом дизайнера Нины Ручкиной в сохранение и популяризацию культурного наследия нашей страны и регионов. Интернациональное направление творчества дизайнера, связанное с актуальной темой диалога культур, заслуживает продолжения исследования.
Список литературы
- Киртон Дж., Ларионова М.В. БРИКС. Первые 15 лет сотрудничества // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. №2. [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/briks-pervye-15- let-sotrudnichestva (дата обращения: 02.04.2024)].
- Лось О.К., Курочкина Е.Н. Традиционный русский костюм: использование в придворной культуре XVIII-XIX вв. как символа национальной принадлежности // Известия Лаборатории древних технологий. 2021. №1 (38). [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-russkiy-kostyumispolzovanie-v-pridvornoy-kulture-xviii-xix-vv-kak-simvola-natsionalnoyprinadlezhnosti (дата обращения: 02.04.2024)].