Анастасия Астраханцева
Искусствовед, специалист по культурному брендингу
Особое место платок занял в Советской России и далее в СССР. В художественном оформлении платочной продукции самое непосредственное отражение нашли портреты деятелей революции, элементы государственной символики, аббревиатуры, лозунги и памятные даты, темы коллективизации сельского хозяйства и индустриализации экономики.
«Памятные советские платки и декоративные панно дают возможность зримо ощутить неповторимую атмосферу, когда в текстильных рисунках со всей остротой отразились основные черты эпохи. С появлением первого памятного изделия печатные платки превратились в настоящий предмет коллекционирования: они стали появляться в музейных экспозициях и собраниях любителей художественного текстильного рисунка». Журнал «Среди коллекционеров» № 3-4 (14-15) 2014 г., с. 76.
В 1920-1930-е гг. в Советской России к памятным датам стали изготавливать платки с изображениями агитационных символов новой власти — пятиконечных звезд, серпа, молота, портретов вождей и проч. Речь идет об уникальных изделиях, которые не использовались в быту, а выпускались для экспонирования на выставках текстильной промышленности, преподносились в дар высокопоставленным партийным деятелям, в том числе зарубежным, вручались героям труда, участникам съездов, а также служили декором залов заседаний и других кабинетно-клубных помещений.
В начале 1920-х годов на советских текстильных фабриках стал создаваться новый тип платков, который получил название "агитационные".
Агитационный платок «МОПР». СССР. Конец 1920-х. Текстиль. 74х74 см
В 1924 г. на фабрике «Пятый Октябрь» вышел в свет ситцевый платок в честь вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Автором дизайна платка стал ведущий художник предприятия Н.С. Демков. Изделие отражает идейную направленность агитационного вида платка.
1924 г. Ситец, печать. 80х80 см
В центре композиции изображен Владимир Ленин. Медальон с портретом окружает многофигурный фриз: такая композиция характерна для росписи древнегреческих краснофигурных ваз. Художник проводит параллель между изображенными на платке представителями трудового пролетариата и героями древнегреческих мифов.
Платок оказался настолько удачным, что вышел на уровень не только массового производства, но и престижного памятного подарка. Он дарился делегатам Всесоюзного учительского съезда, проходившего в Москве 12–17 января 1925 года. Платочные подарки делегатам вручала Н.К. Крупская.
Агитационный платок «Советская авиация» вероятно был изготовлен к празднованию в 1928 г. десятилетия Советской Конституции. Известно два варианта нанесения изображения — на красном и синем фонах.
Агитационный платок «Советская авиация». [М.: Краснопресненская Трехгорная мануфактура, 1927]
Художники зачастую исходили из принципов плакатного решения, превращая ткани в «могучий рупор пропаганды и агитации».
Платок «Выполняем заветы Ильича». Конец 1920-х гг. Текстиль, 77х77 см
Важное место платок занял и в изготовлении костюма. Великий российский и советский модельер Надежда Ламанова (1861-1941) в альбоме-приложении к журналу «Красная нива», вышедшем в 1925 году, опубликовала модель «нарядного платья» – образец платья, скроенного из кашемирового головного платка.
Надежда Ламанова, 1880-е гг
«Нельзя не отметить находчивость и оригинальность мышления Надежды Петровны, которая умудрялась создавать шедевры из неожиданных материалов: полотенец, одеял, рогожи, хлебного мякиша, дерева, – а потом с этими же работами завоевала Гран-при на Всемирной выставке 1925 года в избалованном традиционной роскошью Париже» (Вера Радвила, одна из главных подвижниц Ламановского движения в России).
В 1925 году изделия из платков Н. Ламановой демонстрировались на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Коллекция, созданная под руководством Надежды Ламановой, была удостоена 3-х высоких наград. Вслед за Н. Ламановой к этому приему неоднократно прибегали в своем творчестве модельеры и дизайнеры.
Отметим, в послереволюционный период в платочно-набивное производство стали внедряться новые художественные приемы. Этому немало способствовали художники русского авангарда. Художественное решение сюжетных композиций становится графичным. В декоративном текстиле довоенного периода рисунок строился именно на графическом приеме. В наши дни данная стилистика дизайна все также актуальна и востребована.
Дизайн платка «Русский Авангард» бренда «Русские в моде» - современная стилизация известного полотна Казимира Малевича «Половина женской фигуры» (1929). Размер платка 90х90 см
Платок «Уральское сечение» посвящен 90-летию Первоуральского новотрубного завода (1934). Размер платка 90х90 см
В 1930—1940-е годы рождается новое явление — «текстильный сувенир», получивший наибольшее распространение во второй половине ХХ века благодаря развитию мирового туризма. В сюжетах платков все чаще появляются виды городов, изображения памятников и достопримечательностей.
Платок с индустриальной символикой. СССР. Конец 1920-х.Текстиль. Размер 71,5×71,5 см
Центральный клуб коммунальников. Швейный кружок за работой, 1930 г.
Отдельной темой была и является Великая Отечественная война, ставшая памятной темой и отраженная в сувенирной текстильной продукции.
Так, декоративный памятный платок «Наше дело правое. Мы победили. 1941-1945» выпускался в память о победе в Великой Отечественной войне. Сувенир зачастую вручался бойцам Красной Армии, как награда. Изделие богато декорировано гвардейской лентой, орденом «Победа», лавровыми листьями, розами, всполохами салюта.
Декоративный памятный платок «Наше дело правое. Мы победили. Победителям — слава! 1941-1945». Ордена Трудового Красного Знамени к-т Трехгорная мануфактура им. Дзержинского Ф.Э., [вторая половина 1940-х. гг.]. 75×75 см
В наши дни бренд «Русские в моде», продолжая лучшие традиции и с большим уважением к страницам истории России, также обращен к теме Великой Отечественной Войны в дизайне платков.
Платок «80 лет Великой Победы» посвящён юбилею всенародного свершения, изменившего ход мировой истории. 100% шелк. Размер 110х110 см
Платок «80 лет Великой Победы». 70% шелк, 30% вискоза. Размер 90х90 см
Активные красные акценты платков «80 лет Великой Победы» –знамена, пламя, гвоздики, георгиевские ленты, Спасская башня – воплощают силу русской державы, код национальной идентичности. Образы советских солдат и монументов, отражающие исторические реалии, заключают общую идею – триумф народа-освободителя и Великой Победы!
Платки «80 лет Великой Победы» бренда «Русские в моде» – дизайнерские сувениры и аксессуары, носители памяти поколений и современные коллекционные предметы.