Анастасия Астраханцева
Искусствовед, специалист по культурному брендингу
Алтай — красивейшее место нашей планеты, расположенное в Сибири, включает в себя Республику Алтай и Алтайский край.
Вид на реку Чуя и Алтайские горы
Республика Алтай — субъект РФ на территории Западной Сибири, включен в Сибирский федеральный округ. Столица Республики Алтай — город Горно-Алтайск.
Алтайский край — субъект РФ на территории Западной Сибири, включен в Сибирский федеральный округ. Столица Алтайского края — город Барнаул, стоит на реке Обь.
Географически Республика Алтай расположена чуть восточнее, чем Алтайский край. Эти два региона имеют принципиально отличающийся ландшафт территории. В Алтайском крае преобладают равнинные участки, а в Республике Алтай — горные и зоны высокогорных степей.
Алтай многими воспринимается как единая территория, охватывающая Алтайский край и Республику Алтай, но духовная культура Алтая сложна и неоднородна. Традиционные верования народов Саяно-Алтая характеризуются термином «религиозный синкретизм».
Традиционный мир алтайцев — синкретическая система представлений, где анимистические и шаманские практики сочетаются с позднейшими влияниями буддизма и христианства.
В этой онтологии женские образы — от образов женщины-матери и женщины-покровительницы до персонификаций природных сил и героинь эпоса — структурируют циклы жизни, воспроизводство рода и «домашнее» сакральное пространство.
Женские образы живут в изобразительном искусстве Горного Алтая с древнейших времён, наделяются экстраординарными качествами и олицетворяют собой благодетельное начало жизни.
Умай Эне — одна из древнейших покровительниц плодородия, женщин, материнства и рода, охранительница от злых сил, хозяйка гор.
Умай Эне
Алтайский эпос генетически связан с мифологией. Так, в эпосе «Очи-Бала» очевидны элементы времен матриархата. В нем упоминаются две девы сестры, одна из которых, главная героиня Очи-Бала, воплощает архетип девы-воительницы, защитницы своего рода.
Очы-Бала
Ак-Кадын или Алтайская принцесса — прародительница всех алтайцев.
Хотя Ак-Кадын называют «принцессой», ученые не знают точно, кем была эта молодая женщина 28-30 лет, которая жила в V-III веке до нашей эры, — правительницей, целительницей или жрицей.
Ак-Кадын Алтайская принцесса или принцесса Уока
Все перечисленное свидетельствует о значимой роли женских образов в мифологическом сознании народов Алтая. Мифоэпические женские образы Алтая представляют огромный интерес для современного искусства и дизайна.
Платки бренда «Женский лик Алтая. Весна» и «Женский лик Алтая. Осень» вдохновлены женскими образами алтайской мифологии. Дизайнер Нина Ручкина в стилизованной интерпретации воплотила в дизайне сакральные смыслы образа Женщины, принятые в алтайском фольклоре, передав семантическое значение их содержания через художественное обобщение.
Согласно алтайским представлениям, каждая женщина — дочь Великой Матери – Умай Эне и подобно ей наделена способностью преображать мир.
Платок «Женский лик Алтая. Весна». 70% шелк, 30% вискоза. 90х90 см
Дочь Умай Эне изображена на фоне пейзажа верхом на коне, что символизирует духовную чистоту, благословение небес. Образ вобрал в себя черты Алтайской принцессы, отсылающие к реальным археологическим находкам и ее этнографическим реконструкциям.
В 2009 г. в американском Голливуде на чемпионате исполнительских искусств в номинации «Национальный костюм» золотую медаль получила Республика Алтай. Костюм принцессы Укока (Алтайской принцессы) изготовил пошивочный цех традиционной алтайской одежды «Ай-Тана».
Реконструированный костюм принцессы Укока (Алтайской принцессы)
Высокая прическа и ослепительная белизна платья подчеркивают важность и значимое положение расположенной в центре картины всадницы.
Платок «Женский лик Алтая. Осень». 100% натуральный шелк. 90х90 см
Изображенные на платках луг и горы также имеют большое значение. Весенний луг ассоциируется со временем возрождения и роста, осенняя поляна соотносится со временем сбора урожая, успешным завершением задуманного, а величественные горы — символ оси мира и самого Алтая.
Луг близ Золотых гор Алтая
Орнаментальное обрамление платков состоит из 20 видов рисунков – «охранного поля», вобравшего мудрость поколений.
Один из самых древних и малоизученных — алтайский орнамент. Он происходит от скифских традиций. Круг – воплощение Солнца, луны, звезды, поэтому круг стал олицетворением вечности, единообразия и красоты. Ромб символизирует земледелие, плодородие. Треугольники с вершинами вверх представляют мужское начало и связаны с огнем, а треугольники с вершинами вниз – женское начало, ассоциирующееся с водой. Зигзагообразная линия, создающая замкнутый круг – изображение непрерывного поступательного движения вечной жизни. Мотив орнамента в виде зигзага относится к числу древнейших. Так изображали змею-молнию, которая разделила небо и землю, а также небесную воду – дождь.
Орнаментальное обрамление платка «Женский лик Алтая. Осень» (100% натуральный шелк)
Композиция платков «Женский лик Алтая. Весна» и «Женский лик Алтая. Осень» наполнена умиротворением и созерцательностью, величавым покоем. Аксессуары, вдохновленные алтайской духовной традицией и передающие метафоричное воплощение женской силы, станут красивым дополнением образа и атрибутом счастливой жизни дочерей Умай Эне — всех женщин мира!