Анастасия Астраханцева
Искусствовед, специалист по культурному брендингу
Искусство «кружит голову» человечеству многие тысячи лет. Считается, что импульс к творчеству появился в одно время с зарождением мифологического мышления, что стало важным эволюционным преимуществом. Творческая активность, появившись однажды в уме и сердце homo sapiens в эпоху палеолита, сопровождает нас и сегодня, обеспечивая выживаемость как вида.
Платок «Матрешки. Мезень»
Начало начал
Как известно, труд создал человека. Полагается, в процессе изготовления простейших орудий труда, постепенно «наращивалось» чувство формы, потребность в ритме и симметрии. В ходе тысячелетий трудовой деятельности первобытного человека развивалось его мышление, обогащалась психика, что привело, наконец, к тому, что стал возможен выход за пределы практически полезного.
Так появился некий первый произведенный человеком предмет не утилитарного назначения. Единственная потребность, которой он удовлетворял, — в материализованном выражении внутренних переживаний человека, его чувств и идей, его творческой фантазии.
Первыми из таких предметов считаются симметричные камни и подобия гравировок (например, на раковинах). Позже на стенах пещер появляются геометрические изображения — отпечатки ладоней, волнообразные линии («макароны»), круги (солярные знаки) и другие формы.
«Художник пытался вылить в видимых формах тот невидимый мир, который существует только в нашей голове и сердце» — так трактует одну из самых веских причин возникновения искусства знаменитый искусствовед Рене Юиг.
«Тёмная лошадка», изменившая взгляды
В сфере искусства случаются судьбоносные события.
В 1879 г. в Испании археолог-любитель Саутуола с девятилетней дочерью Марией при обследовании пещеры Альтамира обнаружили изображения животных, потрясающих воображение. Саутуола предположил, что рисунки относятся к эпохе каменного века и обратился к научному сообществу для более точной атрибуции.
Но искусные изображения Альтамиры — бизоны, лошади и другие — никак не вписывались в существующие в то время взгляды на Первобытное искусство.Тогда не верили, что древний человек вообще мог иметь способности к эстетическому наслаждению, тем более изобразить животных столь живописно. Саутуолу обвинили в фальсификации. Последовали десятилетия споров об Альтамире.
Только в 1902 г. на страницах журнала «Антропология» было опубликована статья «Покаяние скептика» именитого археолога и историка Э. Картальяка. Эта статья стала признанием подлинности наскальных изображений Альтамиры, созданных 14-15 тыс лет назад.
Рисунки Альтамиры доказывали, культура человека не пропорциональна его техническому развитию, и что древний человек имел развитое творческое мышление. Началась эпоха бурных поисков новых живописных произведений первобытности.
После открытия первобытных рисунков испанской Альтамиры было обнаружено более 300 мест с подобными изображениями в разных регионах земного шара, в том числе на территории России.
К вопросу подходов к пониманию истории искусства
В начале ХХ века признание подлинности живописи каменного века испанской пещеры Альтамира вызвало пересмотр представлений о первобытности во многих областях научного знания (археологии, антропологии, философии, искусствознании, социологии, эстетике) и общественном мнении.
До этого искусством наукой признавалась только то, что было создано цивилизациями (например, египетской или античной).
Обнаруженные первобытные наскальные рисунки, поражающие натуроподобием, чувством ритма и формы, доказывали — эволюционизм не универсален. А значит, творческая деятельность, искусство и общество имеют свои законы, не сводимые к законам биологической эволюции и линейного развития.
Однако до сих пор не получено убедительного ответа на вопрос «зачем» появилось палеолитическое живописное искусство, его цель и как объяснить схожесть изображений на территории Европы и, например, Урала.
Существует гипотеза, что изображения животных были не просто образами реальных животных, а знаковой системой, языком трансляции информации о мире или визуализацией шаманских видений.

Платок «Пермский звериный стиль»
Согласно другой теории, образы животных, заполнившие стены пещер изображали возможную добычу охотников. Совершавшиеся обряды должны были превратить магическим путем возможную добычу в реальность, в желаемое. Визуализировал=материализовал.

Платок «Сибирская коллекция Петра I»
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»
В конце XIX в связи с новыми археологическими и прочими открытиями формируется наука этнография или культурная антропология. Помимо научного интереса к вопросу о возрасте человеческого рода и происхождении искусства, возник интерес эстетический.
Необходимость нового языка искусства была подтверждена жизнью. К концу XIX в. классическая живопись изжила себя, что признавали даже ее сторонники. Перипетии бурной истории XX века также были недоступны для выражения с помощью классического языка.
Стремительно набирающее обороты на рубеже XIX-XX вв расширение границ мира «вглубь» истории и «вширь» относительно географии, открыло художникам невиданные раньше эстетические источники, вызвало пересмотр философских подходов.
Возникли новые стилевые направления и стили, заимствующие выразительные элементы предшествующих и иных культур.
Однако до сих пор актуален вопрос "почему же человек стал мочь постигать пространство образов иных смыслов? Только ли это результат эволюции и/или иного?" У современной науки нет однозначных ответов на многое.
Зато до сих пор актуальны метания Ч. Дарвина, знаменитого основоположника эволюционной теории. Дарвин не был атеистом и о теологической стороне вопроса писал не единожды.
В частности: «Я сознаю, что безнадежно запутался. Но я склонен смотреть на все, как на результат предначертанных законов, причем разработка деталей – хорошая или плохая – предоставлена тому, что мы называем случаем.… Почему этот случай возник? Пусть каждый уповает и верит во что может» (из письма Чарльза Дарвина, 1860).

Платок «Золотые дары»