КАК ПОЯВИЛИСЬ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРНЫЙ КОД?

КАК ПОЯВИЛИСЬ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРНЫЙ КОД?

Анастасия Астраханцева
Искусствовед, специалист по культурному брендингу

Искусство «кружит голову» человечеству многие тысячи лет. Считается, что импульс к творчеству появился в одно время с зарождением мифологического мышления, что стало важным эволюционным преимуществом. Творческая активность, появившись однажды в уме и сердце homo sapiens в эпоху палеолита,  сопровождает нас и сегодня, обеспечивая выживаемость как вида. 

Платок «Матрешки. Мезень»

Платок «Матрешки. Мезень»

Начало начал

Как известно, труд создал человека. Полагается, в процессе изготовления простейших орудий труда, постепенно «наращивалось» чувство формы, потребность в ритме и симметрии. В ходе тысячелетий трудовой деятельности первобытного человека развивалось его мышление, обогащалась психика, что привело, наконец, к тому, что стал возможен выход за пределы практически полезного. 
Так появился некий первый произведенный человеком предмет не утилитарного назначения. Единственная потребность, которой он удовлетворял, — в материализованном выражении внутренних переживаний человека, его чувств и идей, его творческой фантазии. 
Первыми из таких предметов считаются симметричные камни и подобия гравировок (например, на раковинах). Позже на стенах пещер появляются геометрические изображения — отпечатки ладоней, волнообразные линии («макароны»), круги (солярные знаки) и другие формы.
«Художник пытался вылить в видимых формах тот невидимый мир, который существует только в нашей голове и сердце» — так трактует одну из самых веских причин возникновения искусства знаменитый искусствовед Рене Юиг. 

«Тёмная лошадка», изменившая взгляды   

В сфере искусства случаются судьбоносные события.
В 1879 г. в Испании археолог-любитель Саутуола с девятилетней дочерью Марией при обследовании пещеры Альтамира обнаружили изображения животных, потрясающих воображение. Саутуола предположил, что рисунки относятся к эпохе каменного века и обратился к научному сообществу для более точной атрибуции. 
Но искусные изображения Альтамиры — бизоны, лошади и другие — никак не вписывались в существующие в то время взгляды на Первобытное искусство.Тогда не верили, что древний человек вообще мог иметь способности к эстетическому наслаждению, тем более изобразить животных столь живописно. Саутуолу обвинили в фальсификации. Последовали десятилетия споров об Альтамире. 
Только в 1902 г. на страницах журнала «Антропология» было опубликована статья «Покаяние скептика» именитого археолога и историка Э. Картальяка. Эта статья стала признанием подлинности наскальных изображений Альтамиры, созданных 14-15 тыс лет назад.
Рисунки Альтамиры доказывали, культура человека не пропорциональна его техническому развитию, и что древний человек имел развитое творческое мышление. Началась эпоха бурных поисков новых живописных произведений первобытности.
После открытия первобытных рисунков испанской Альтамиры было обнаружено более 300 мест с подобными изображениями в разных регионах земного шара, в том числе на территории России.

К вопросу подходов к пониманию истории искусства 

В начале ХХ века признание подлинности живописи каменного века испанской пещеры Альтамира вызвало пересмотр представлений о первобытности во многих областях научного знания (археологии, антропологии, философии, искусствознании, социологии, эстетике) и общественном мнении. 
До этого искусством наукой признавалась только то, что было создано цивилизациями (например, египетской или античной). 
Обнаруженные первобытные наскальные рисунки, поражающие натуроподобием, чувством ритма и формы, доказывали — эволюционизм не универсален. А значит, творческая деятельность, искусство и общество имеют свои законы, не сводимые к законам биологической эволюции и линейного развития.
Однако до сих пор не получено убедительного ответа на вопрос «зачем» появилось палеолитическое живописное искусство, его цель и как объяснить схожесть изображений на территории Европы и, например, Урала. 
Существует гипотеза, что изображения животных  были не просто образами реальных животных, а знаковой системой, языком трансляции информации о мире или визуализацией шаманских видений.
Платок «Пермский звериный стиль»
Платок «Пермский звериный стиль»
Согласно другой теории, образы животных, заполнившие стены пещер изображали возможную добычу охотников. Совершавшиеся обряды должны были превратить магическим путем возможную добычу в реальность, в желаемое. Визуализировал=материализовал.
Платок «Сибирская коллекция Петра I» 100% шёлк
Платок «Сибирская коллекция Петра I» 

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

В конце XIX в связи с новыми археологическими и прочими открытиями формируется наука этнография или культурная антропология. Помимо научного интереса к вопросу о возрасте человеческого рода и происхождении искусства, возник интерес эстетический.
Необходимость нового языка искусства была подтверждена жизнью. К концу XIX в. классическая живопись изжила себя, что признавали даже ее сторонники. Перипетии бурной истории XX века также были недоступны для выражения с помощью классического языка. 
Стремительно набирающее обороты на рубеже XIX-XX вв расширение границ мира «вглубь» истории и «вширь» относительно географии, открыло художникам невиданные раньше эстетические источники, вызвало пересмотр философских подходов.
Возникли новые стилевые направления и стили, заимствующие выразительные элементы предшествующих и иных культур.
Однако до сих пор актуален вопрос "почему же человек стал мочь постигать пространство образов иных смыслов? Только ли это результат эволюции и/или иного?" У современной науки нет однозначных ответов на многое.
Зато до сих пор актуальны метания Ч. Дарвина, знаменитого основоположника эволюционной теории. Дарвин не был атеистом и о теологической стороне вопроса писал не единожды.
В частности:  «Я сознаю, что безнадежно запутался. Но я склонен смотреть на все, как на результат предначертанных законов, причем разработка деталей – хорошая или плохая – предоставлена тому, что мы называем случаем.… Почему этот случай возник? Пусть каждый уповает и верит во что может» (из письма Чарльза Дарвина, 1860).
Платок «Золотые дары»
Платок «Золотые дары»
Товары, упомянутые в статье
В наличии
Предзаказ
арт. 54
Наши платки сделаны с душой и нуждаются в ответной душевной заботе и внимании. Они практически не мнутся, очень приятные на...
от 5 500 ₽
Платок «Сибирская коллекция Петра I» 100% шёлк
В наличии
Подробнее Выбрать
Купить в 1 клик
В наличии
Предзаказ
арт. 22hm
Наши платки сделаны с душой и нуждаются в ответной душевной заботе и внимании. Они практически не мнутся, очень приятные на...
от 2 200 ₽
Платок «Пермский звериный стиль»
В наличии
Подробнее Выбрать
Купить в 1 клик
В наличии
Предзаказ
арт. 55
Наши платки сделаны с душой и нуждаются в ответной душевной заботе и внимании. Они практически не мнутся, очень приятные на...
от 1 550 ₽
Платок «Золотые дары»
В наличии
Подробнее Выбрать
Купить в 1 клик
В наличии
Предзаказ
арт. 102
Наши платки сделаны с душой и нуждаются в ответной душевной заботе и внимании. Они практически не мнутся, очень приятные на...
от 6 000 ₽
Платок «Матрешки. Мезень»
В наличии
Подробнее Выбрать
Купить в 1 клик
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Название товара
100 ₽
1 шт.
Перейти в корзину
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Заказ в один клик

Я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.