Анастасия Астраханцева
Искусствовед, специалист по культурному брендингу
Платок занимает особое место в русском декоративно-прикладном искусстве. Это традиционная часть русского костюма, имеющая сакральное значение. Платок издревле украшали орнаментами, имеющими связь с верованиями, так как платок покрывал голову, т.е. «главную» часть тела. Таким образом, платок издревле имеет не только утилитарное, практическое назначение, но и отражает связь с народными обычаями.
На Руси появление платка было подготовлено совершенствованием на протяжении веков техники ткачества и набойки рисунка на ткань (термин «набойка», «набивка» или «выбойка» возник как название одного из способов нанесения узора на ткань). Позже в качестве образцов для набивных узоров служили деревянная и каменная резьба, лицевое и орнаментальное шитье, кружево, книжные гравюры, ковроткачество и, конечно же, родная природа. Использовались в качестве образцов и иноземные узоры, которые переосмыслялись мастерами и под влиянием местных традиций становились самобытными.
Предположительно с Х в. (со времен Крещения), тканый платок носил название «убрус». Убрус носился поверх головных уборов кику, сороку, кокошник.
Пример убруса.
К.Е. Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1910.
Знаменитый исследователь, доктор исторических наук Гали Семеновна Маслова (1904-1991 гг.) в своих известных трудах приводит несколько способов ношения платков и косынок, принятых у славян с древних времен
По способу ношения платок многое мог рассказать о социальном статусе и даже географической принадлежности его носительницы. Доктор исторических наук Гали Семеновна Маслова в известной книге «Народная одежда XIX – начала XX века», приводит несколько способов ношения платков и косынок, принятых у славян с древних времен.
Эти способы используются и сегодня. Разберем их изначальный смысл.
1. «На покромку»
Это способ, когда косынку носили как древний убрус, закалывая ее концы под подбородком с помощью булавки. Так поступали женщины из старообрядческих семей Архангельской, Владимирской, Олонецкой, Нижегородской и Костромской губерний. Они называли данный способ ношения платка «по-богородицки», ведь на некоторых старинных иконах покрывало Девы Марии заколото именно таким образом. Впрочем, на покромку носили косынки и многие жительницы Поволжья, не относящиеся к старообрядцам.
«На покромку». Платок «Горянка»
2. «Внакидку»
«Внакидку», то есть, набрасывание косынки на голову, не повязывая концы, а просто скрещивая их на груди. Так носили платочки русские горожанки XVII века. Этот способ сохранился до наших дней. Интересно, что невестам во время обрядовых церемоний тоже принято не завязывать платки, а лишь покрывать ими голову внакидку.
«Внакидку». Платки «Императорский дом», «Грезы о Византии»
3. «По-купечески»
Концы платка завязываются спереди, надо лбом. Если внимательно рассмотреть знаменитую картину «Купчиха за чаем» известного русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927 гг.), то можно заметить, что шелковая косынка красавицы кокетливо завязана надо лбом. Причем, узелок такой аккуратный, что концы платка напоминают украшение в виде лепестков цветка. Так носили косынки многие представительницы купеческого сословия.
«По-купечески». Платок «Каменный цветок»
4. «По-девичьи»
Узел платка завязан под подбородком. Российский и советский ученый Дмитрий Константинович Зеленин (1878-1954 гг.) в своей книге «Восточнославянская этнография» назвал наиболее популярным у женщин первой половины ХХ века именно этот способ ношения косынки.
В большинстве русских губерний так носили платочки девочки и девушки на выданье.
«По-девичьи». Платок «Танк-34»
5. «По-бабьи»
Замужние женщины, чтобы подчеркнуть свой статус, обычно скрещивали концы косынки под подбородком, а затем завязывали их сзади на шее.
«По-бабьи». Платки «Москва-Кремль-Фаберже»,«Резьба по кости»
6. «С узлом на затылке»
В некоторых центральных и южных регионах России женщину, состоящую в браке, можно было распознать по косынке с узлом на затылке.
«С узлом на затылке». Платок «Дымковская игрушка»
Платок сегодня. Для определения относительно современного понятия «Платок» обратимся к двум крупнейшим словарям: Ожегова и Даля.
По Ожегову платок: «Предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы» (из словаря С.И. Ожегова) и «Лоскут равносторонний, шелковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают голову, мужчины шею, а женщины и накидывают на шею, носят в руках или кармане» (из словаря В.И. Даля).
В наши дни платок занимает все также важную роль в стиле современной женщины, а способы его ношения значительно расширились. Ознакомиться с некоторыми актуальными вариантами создания образа с платком можно в рубрике Стиль.
Платки «Москва-Кремль-Фаберже»,«Жемчужина Крыма»